Там можно найти ответ на любой вопрос, наверное. Вернее, там есть ответы на те вопросы, которые мы даже себе, возможно, и не задаем, но от решения этих вопросов зависит вообще все. Пыталась что-то процитировать сейчас, но такие глубокие вещи, их надо воспринимать в контексте. В книге есть очень близкие к нашей теме размышления автора — о том, что необходимо создать для малыша «повышенный фон справедливости» в семье (продолжу мысль — в песочнице тоже, т.е. в песочнице именно родители являются гарантом справедливости, честно разрешают споры и на собственном примере показывают конструктивные модели поведения, а для этого д.б. всегда рядом, чтобы вовремя помочь), тогда у него будет заложена вера в добро, крепкая нравственная основа, а в ней — и сила, и смелость, уверенность в себе, способность «быть, а не казаться». Справедливость и принятие — и к своему ребенку, и к обижающему тоже (в этом-то и справедливость — принимать другого, как своего). Ведь нам, взрослым, мамам — так легко принять, пожалеть этого 3-летнего «хулигана», который не хулиган никакой, а просто не знает, как выразить себя и совладать с собой.
Если толкнул, а потом еще раз вернулся и снова толкнул — конечно, надо прекратить такое поведение — обратиться к родителям того, кто обижает (не за извинениями — а просто чтобы изолировать драчуна). Или взять на руки своего, сидеть с ним совсем близко — вряд ли какой-то ребенок осмелится подойти и обидеть другого, если взрослый совсем рядом. Т.е. обеспечить ребенку безопасность, и заложить уверенность в своем праве быть самим собой, именно в этой песочнице, именно здесь и сейчас. Уходить — наверное не лучший вариант, поскольку если подобная практика уже сложилась (ребенок избрал избегание как единственный способ защиты), то такой уход только усилит это самое избегание. Хотя, конечно, надо быть предельно чутким, и если малыш хочет уйти — придется уйти (и возможно еще не раз). Но надо искать возможности продемонстрировать ребенку другие пути решения конфликтных ситуаций. Если в реальной жизни ему тяжело, то можно и нужно (и наверное для всех детей во всех ситуациях это верно) просто на игрушках проигрывать все.
Еще, наверное, ребенку надо специально показывать ценность общения со сверстниками. Ведь везде пишут, что лет до трех малыш в основном играет один или с родителями. Это, по-видимому, нормально, и с возрастом проблемы могут уйти, (как вот Мама для непоседы в своем комментарии пишет). Т.е. до 3 лет он может вообще не понимать, зачем ему эти дети, которые только мешают, игрушки хотят отобрать и тд. Надо показать ему, что в общении,коллективном действии очень много плюсов для него.
То есть основные принципы — справедливое отношение ко всем, принятие и своего ребенка (имеет право на страхи, на нежелание играть с другими детьми) и другого (имеет право на агрессию, потому что еще мал, не умеет общаться мирно). Проговаривание всего этого, объяснять малышу мотивы поведения других детей и на собственном примере показывать конструктивные решения и ходы. И лучше все это делать в самом начале конфликта (успеть перевести его в нужное русло, пока он не разгорелся), а значит — быть с ребенком совсем рядом, участвовать во всем. Я заметила, другие дети бывают рады, когда им подсказываешь, что можно сделать что-то вместе (конкретную идею, а не абстрактно «играйте вместе!») и конфликты удается погасить в самом начале, а дети приобретают позитивный опыт совместной деятельности.
Извиняюсь за многословность и, возможно, где-то не по делу или банально . Мы пока в особо серьезные конфликты не попадали и у Арсения спокойное отношение к другим детям, так что что-то практическое, "из жизни, подсказать сложно...
Если толкнул, а потом еще раз вернулся и снова толкнул — конечно, надо прекратить такое поведение — обратиться к родителям того, кто обижает (не за извинениями — а просто чтобы изолировать драчуна). Или взять на руки своего, сидеть с ним совсем близко — вряд ли какой-то ребенок осмелится подойти и обидеть другого, если взрослый совсем рядом. Т.е. обеспечить ребенку безопасность, и заложить уверенность в своем праве быть самим собой, именно в этой песочнице, именно здесь и сейчас. Уходить — наверное не лучший вариант, поскольку если подобная практика уже сложилась (ребенок избрал избегание как единственный способ защиты), то такой уход только усилит это самое избегание. Хотя, конечно, надо быть предельно чутким, и если малыш хочет уйти — придется уйти (и возможно еще не раз). Но надо искать возможности продемонстрировать ребенку другие пути решения конфликтных ситуаций. Если в реальной жизни ему тяжело, то можно и нужно (и наверное для всех детей во всех ситуациях это верно) просто на игрушках проигрывать все.
Еще, наверное, ребенку надо специально показывать ценность общения со сверстниками. Ведь везде пишут, что лет до трех малыш в основном играет один или с родителями. Это, по-видимому, нормально, и с возрастом проблемы могут уйти, (как вот Мама для непоседы в своем комментарии пишет). Т.е. до 3 лет он может вообще не понимать, зачем ему эти дети, которые только мешают, игрушки хотят отобрать и тд. Надо показать ему, что в общении,коллективном действии очень много плюсов для него.
То есть основные принципы — справедливое отношение ко всем, принятие и своего ребенка (имеет право на страхи, на нежелание играть с другими детьми) и другого (имеет право на агрессию, потому что еще мал, не умеет общаться мирно). Проговаривание всего этого, объяснять малышу мотивы поведения других детей и на собственном примере показывать конструктивные решения и ходы. И лучше все это делать в самом начале конфликта (успеть перевести его в нужное русло, пока он не разгорелся), а значит — быть с ребенком совсем рядом, участвовать во всем. Я заметила, другие дети бывают рады, когда им подсказываешь, что можно сделать что-то вместе (конкретную идею, а не абстрактно «играйте вместе!») и конфликты удается погасить в самом начале, а дети приобретают позитивный опыт совместной деятельности.
Извиняюсь за многословность и, возможно, где-то не по делу или банально . Мы пока в особо серьезные конфликты не попадали и у Арсения спокойное отношение к другим детям, так что что-то практическое, "из жизни, подсказать сложно...